Зачем что-то делать, если не получится достичь совершенства? Именно таким вопросом задаются прокрастинаторы перфекционисты. Однако можно ли выжить с таким подходом в коллективе, вопрос неоднозначный, почти риторический. Такой подход – способ перекладывания ответственности, потому как человек не уверен, что сможет идеально выполнить задание. Как минимум потому, что погрязнув в деталях, такой сотрудник так и не перейдет к существу.
Мечтатель
Этот тип прокрастинаторов хорош в планировании. Его мысли полны креатива и нестандартных подходов. Но когда речь заходит о достижении поставленных целей, тут возникают трудности. Зачастую эти проблемы связаны с нереальностью поставленных задач и плохими навыками тайм-менеджмента.
Избегатель
Основная проблема избегателей, это страх перед неудачей или осуждением со стороны коллег. Такие сотрудники будут откладывать работу до последнего, чтобы только не столкнуться с критикой. Среди любимых занятий этого типа прокрастинаторов – обновление почты и проверка сообщений. Это вроде бы по работе, и энергии требует достаточно, что после и отдохнуть не стыдно. Однако весь этот ритуал отдаляет работника от решения реальных задач.
Дедлайнер
Такие прокрастинаторы откладывают дела до точки невозврата. И делают это умышленно. По их мнению, наиболее продуктивная работа возможна только в режима аврала. Только вот о качестве работы приходится забыть. С одной стороны, наиболее интересные решения и правда могут появится в стрессовой ситуации, но выбирать такой способ работы на ежедневной основе не самый лучший вариант.
Суетливый прокрастинатор
Постоянная занятость и суетливость – основные черты этого типа. Иногда, такое поведение может даже имитироваться, чтобы создать для работодателя и себя самого видимость активной работы. Зачастую это связано с неумением расставлять приоритеты скопившимся задачам. Таким образом, человек постоянно откладывает принятие решений по важным вопросам и непременно устает от решения второстепенных задач. По итогу, не чувствуя удовлетворения от достижения поставленной цели, работник перегорает, а начальство недовольно низкой продуктивностью сотрудника.
Чтобы дедлайны не горели в одном костре с вашими нервами, стоит распределять задачи согласно их приоритетности. Это касается менеджеров, которые ставят задачи сотрудникам, а также работников, которые формируют список дел самостоятельно. Грамотно составленное задание с указанием его срочности даст работнику понимание временного ресурса, который у него есть. Очевидно, что имея 5 актуальных вопросов, требующих решения, легко поддаться панике. Однако распределив их в порядке срочности и прикинув, сколько времени понадобится на каждое их них, задания уже не будут казаться такими невыполнимыми. Этот совет очень полезен для суетливых прокрастинаторов и перфекционистов.
Если человек не владеет иностранными языками, мало вероятно, что он сможет провести достойную презентацию для иностранных клиентов. Равно как и не знающий всех нюансов проекта работник не сможет подготовить качественный отчет. Постановка реальных целей компетентным людям – залог эффективности коллектива и здоровой психики работников. Таким образом вам будет легче справится с избегателями, потому что у них будет меньше шансов усомниться в том, что они не осилят поставленную задачу.
Очень важно, чтобы человек понимал, какое именно вознаграждение его ожидает. И речь не о материальной составляющей. Да, достойная оплата труда, это хорошо. Но значительно ценнее для сотрудника понимание, что его работа полезна и является вкладом в общее дело. Согласитесь, что браться за работу, результат которой ты не увидишь – сомнительное удовольствие. В такой ситуации и начинаются скролинг почты, онлайн игры, бесконечные чаепития и далее по списку. Поэтому стоит ставить достижимые цели на каждый день, особенно если проект длительный, а вы обнаружили в коллективе прокрастинатора мечтателя. Постоянно сообщайте работнику о том, как вы оцениваете прогресс его работы, фиксируйте начало и завершение отдельных задач. Видимость результата и его объективная его оценка поможет таким работникам лучше справляться со своей работой.
Если вы видите, что поставленные вами задачи зачастую выполняются в последнюю минуту, а качество их выполнения вас не устраивает, то вы определенно имеете дело с дедлайнером. Как вариант помощи такому сотруднику можно рассмотреть метод планирования Франческо Черилло. Суть метода заключается в том, что большой дедлайн можно поделить на маленькие. Разбивая время на короткие 25 минутные блоки, появляются управляемые отрезки, у каждого из которых есть дедлайн. А в перерывах между блоками работник может отдохнуть и перезарядится.
Это общий совет для любого типа прокрастинаторов, да и для усердных работников тоже. Мы живем в такое время, когда информационная волна просто захлестывает нас каждую секунду. Как можно сконцентрироваться на важной задаче, если постоянно мерцают оповещения на экране смартфона? Сигналы отвлекают не только вас, но и рядом сидящих коллег, которые инстинктивно также потянутся проверить сообщения. Для всеобщего эмоционального спокойствия советуем выключать звук телефона, а лучше вообще убирать его со стола.
Упорядоченность предметов на рабочем месте поможет создать упорядоченность мыслей и действий. К тому же, если человек любитель разложить всякую мелочь, не связанную с работой на столе, не удивительно, что это будет его постоянно его отвлекать. Стоит освободить стол от лишних предметов, которые будут цеплять взгляд в течение дня и вызывать отвлечённые мысли.
Рекомендуйте сотрудникам соблюдать график обеденных и технических перерывов, это избавит коллектив от многократных чаепитий, вечных прогулок к холодильнику и обратно, и пустых разговоров в курилке. Понятно, что всем нужно иногда отвлечься и передохнуть, для этого и созданы перерывы.
Работнику и работодателю важно понять, что не существует единой пилюли, способной избавить человека от лени или дать ему сверх концентрацию. Однако изменив отношение к проблеме можно почувствовать себя совершенно иначе. К примеру. Если сотрудник не будет воспринимать работу как рутину или череду приказов начальства, а скорее, как новые вызовы его профессионализму, которые подарят ему новый опыт и экспертизу, он будет точно продуктивнее.